Эссе "Я - воспитатель"
Педагог – свеча, которая светит другим, сгорая сама.
Джованни Руффини
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
– Я – Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!
И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
– Я – Вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.
Подул легкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
– Я – Любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
– Что вы делаете?! Вы должны гореть – Я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:
– Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: Я – Надежда.
Перечитывая эту притчу, я чувствую в себе спасительный свет четвёртой свечи, свет любви к детям, свет, вселяющий надежду. А передал мне это лучик света, лучик надежды мой первый учитель – Нина Платоновна, которая остаётся для меня эталоном в профессии уже многие годы. Всё ярче всплывает образ этого педагога в моей памяти в последнее время. Невольно вспоминаются строки стихотворения «Учительница первая моя»:
«Учила буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать.
И всё родное, русское любить…»
Вот какие педагогические истины я вынесла с уроков этого педагога – принимай ребёнка таким, какой он есть, помоги ему увидеть свои возможности и развить их в себе. А узнав себя, каждый ребёнок сможет сделать правильный жизненный выбор и стать счастливым. И я сделала этот выбор, я стала счастливой! А сегодня я должна сделать так, чтобы путь в будущее моих воспитанников стал счастливым!
У Василия Александровича Сухомлинского есть потрясающее по глубине и неожиданности определение: воспитание - это «все более глубокое познание каждого ребенка». Действительно, для воспитания нужно познавать внутренний мир детей, но не анкетами и срезами, а сердцем, любовью. Именно любовь-познание и есть воспитание. Недаром в своё время всю страну облетела фраза из фильма «Доживём до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают».
Что же поможет нам стать ближе к миру детства, к детям, сохранив и преумножив их внутреннее горение, природный интерес ко всему окружающему, не назидая им и не направляя их действия?
Конечно же, умение разговаривать с детьми на их языке. А единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!
Поэтому моя педагогическая задача заключается в умелом конструировании многоуровневой многофункциональной социокультурной и педагогической предметно-пространственной среды, ориентированной на «зону ближайшего развития» каждого ребёнка. А затем, используя созданное пространство, и его средства, помочь каждому открыть «огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вольётся живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, сохранить искру, зажигающую огонёк пытливости и любознательности…», способствовать развитию и саморазвитию каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Как же мне построить общение с детьми в рамках игры, через какие ворота войти в Царство, имя которому «Детство»? Ответ на этот вопрос пришёл ко мне по крупицам собственного опыта. И вот моя «формула», которой я придерживаюсь в своей деятельности:
Со-творчество…
Со-дружество…
Со-участие…
Общаясь творчески с детьми на равных, доверяя друг другу, созидая и обогащая, друг друга, я готова вновь и вновь дарить себя детям, быть Надеждой, зажигая своим огнём их умы и сердца.
«Тысячи свечей можно зажечь от одной-единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься»
(Будда).