Концептуальное изложение педагогического опыта

Формирование ключевых компетентностей у дошкольников посредством применения универсального дидактического материала - логических блоков Дьенеша
и цветных палочек Кюизенера.

        Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно.   

(П.Г. Щедровицкий)

 

Доподлинно известно значение дошкольного возраста для всестороннего  развития человека, так как около 60% способностей формируется у детей к 5-6 годам. Л.Н.Толстой говорил, что: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». Однако, это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребёнка как можно больше знаний. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок, развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умения «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

В связи с этим, образование детей дошкольного возраста на современном этапе строится в соответствии с новой  парадигмой -  компетентностной, согласно которой основной целью образования становится формирование ключевых компетентностей дошкольников, а не энциклопедичность знаний. Эта цель актуальна в связи с «запаздыванием» передачи социального опыта, быстрым устареванием знаний, отсутствием универсальных способностей к применению знаний в новых ситуациях.

Принципиальным отличием компетентностей от ЗУН является то что, освоив их, человек может применять этот результат образования, то есть сформированные компетентности, в других видах деятельности. Поэтому мы считаем формирование ключевых компетентностей у воспитанников одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе.

В нашей работе по формированию компетентностей у дошкольников мы опирались на определение «компетенции» и «компетентности» Андрея Викторовича Хуторского. А.В.Хуторской рассматривает компетенцию – как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме, а компетентность – как  владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.                         

Таким образом, компетенция – это норма, а компетентность – это качество уже имеющееся у человека.

Существуют разнообразные взгляды учёных на классификацию компетентностей, в том числе и компетентностей детей дошкольного возраста. На наш взгляд, наиболее приемлемой, отвечающей принципу преемственности, является классификация ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, разработанная авторским коллективом под руководством Ольги Витальевны Дыбиной, считающим, что компетентностей, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста, три:

  • Технологическая компетентность;
  • Информационная компетентность;
  • Социально-коммуникативная компетентность.

Технологическая компетентностьопределяется как готовность дошкольника к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к чёткому соблюдению технологии деятельности.

Информационная компетентность представляет собой готовность дошкольника принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Социально-коммуникативная компетентностьвыступает, как готовность дошкольника получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Для формирования вышеуказанных компетентностей нужны не столько знания о том, что делать, сколько владение умениями, которые будут сформированы в  активной деятельности детей.

Но без современных дидактических средств осуществить руководство данным процессом будет очень сложно.

Таким образом, перед нами встала проблема  поискадидактических средств  формирования ключевых компетентностей у  детей дошкольного возраста.

Нам известно, что в дошкольной педагогике существует огромное количество разнообразных дидактических материалов, методик, технологий (А.А.Столяра, В.В.Зайцева, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Дагмар Альтхауз, Эрна Дум и др.) Многие из них мы используем в своей работе с детьми. Однако, возможность формировать ключевые компетентности в комплексе, дана не во многих.   

Изучив и сопоставив ряд методик, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным, на наш взгляд, отвечающим современным требованиям и нашей задаче, является уникальный по своим возможностям дидактический материал - логические блоки Дьенеша и  палочки Кюизенера (Приложение 1).

Данный материал широко применяется в детских садах Венгрии, Польши, Бельгии, США, Франции и других стран. Нашим отечественным педагогам он тоже известен, но в практической работе с детьми используются ещё недостаточно. Причина в отсутствии соответствующей  методической литературы и поэтому в недооценке развивающих возможностей этого дидактического материала, основные особенности которого - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

В процессе разнообразных действий с данным материалом, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения развития ключевых компетентностей. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками и палочками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков и палочек дети тренируют внимание, память, восприятие и ещё много других умений (Приложение 2).

Таким образом, нами была поставлена цель -  формировать ключевые компетентности путём использования дидактического материала - логические блоки Дьенеша и  палочки Кюизенера.

Для реализации выше обозначенной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить теоретическую основу компетентностного подхода, методику применениядидактического материала.
  2. Применить  дидактический материал логические блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизенера в практической работе по формированию ключевых компетентностей дошкольников.
  3. Определить эффективность использования дидактического материала в практикеформирования ключевых компетентностей дошкольников.

Сегодня мы можем представить вашему вниманию опыт работы по формированию ключевых компетентностей дошкольников путём внедрениядидактического материала - логические блоки Дьенеша и  палочки Кюизенера .       

В самом начале своей работы мы выделили основные задачи, решаемые с помощью данного материала, и сопоставив их с задачами «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, по которой работает наш детский сад, распределили их в течение года в соответствии с возрастом детей по  образовательным областям (Приложение 3).

Результаты данной работы показали возможность использования данного дидактического материала во всех образовательных областях.

Каждая задача, встающая перед ребёнком – это проблема, которую он решает через деятельность, получая огромное чувство удовлетворения от причастности к маленькому открытию, которое он сделал самостоятельно. А освоенный ребёнком способ деятельности преобразуются в умения, которые в совокупности формируют ключевые компетентности (Приложение 4).

Поэтому следующим нашим шагом  было соотнесение   содержания  ключевых компетентностей,  каждая из которых подразумевает развитие определённых умений (разработанных авторским коллективом под руководством О. В. Дыбиной), с задачами, решаемыми с помощью дидактического материала (Приложение 5, 5а, 5б).

Результаты данной работы показали 86 %  возможности формирования ключевых компетентностей через решение задач используемого дидактического материала.

Всё вышесказанное позволяет констатировать: данный дидактический материал оказывает существенное влияние на формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, так как:

  • задачи, решаемые с помощью дидактического материала, соответствуют задачам «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой;
  • логические блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизенера возможно использовать во всех образовательных областях;
  • задачи, решаемые с помощью дидактического материала, соотносятся с содержанием ключевых компетентностей дошкольников.

Далее, в рамках второй нашей задачи,  мы приступили к самому интересному этапу нашей работы – практическому применению данного дидактического материала в разных образовательных областях. Как известно, воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделён на:

  1. организованную образовательную деятельность;
  2. образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  3. самостоятельную деятельность детей;
  4. взаимодействие с семьями воспитанников (Приложение 6).

Авторами данного дидактического материала рассматривается возможность его использования только лишь для интеллектуального развития детей через игровую деятельность и игры-занятия, направленные на формирование элементарных математических представлений. Мы же рассмотрели вопрос использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для решения задач всех образовательных областей. Например, в области «Музыка» палочки Кюизенера могут быть использованы для изучения длительности нот и в ритмическом рисунке, при подготовке к обучению грамоте (образовательная область «Коммуникация») мы используем цветные палочки для подсчёта звуков, цветового обозначения гласных и согласных звуков. И довольно широкий диапазон применения блоков и палочек в области «Познание» (проектная деятельность, классификация предметов, работа со схемами) (Приложение 7).

С целью формирования взаимопонимания и единства взглядов педагогов и родителей мы включили в свою работу блок взаимодействия с семьями воспитанников. Через анкетирование и индивидуальные беседы нами была получена информация об уровне компетентности родителей по данному вопросу, их интересах и трудностях в воспитании и развитии детей, В течение года использовались различные формы: консультации, семинары-практикумы, была организована игротека. Родители с удовольствием принимают участие в совместных праздниках, где эстафеты, благодаря использованию логических блоков и цветных палочек, носят не только спортивный, но и логический характер, Также для плодотворной работы с детьми, родителями были изготовлены некоторые дидактические пособия, такие как «Разноцветная лесенка»,  «Домики чисел».

Таким образом, уже сегодня, мы можем констатировать: использование данного дидактического материала во всех образовательных областях через разнообразные формы организации образовательного процесса, взаимодействие детского сада и семьи обеспечивает системную работу педагогического коллектива, родителей  и дает конкретные положительные результаты в деле формирования ключевых компетентностей наших воспитанников.

В своей работе мы отметили, что наибольшие трудности возникли при формировании технологической компетентности: дети с некоторыми затруднениями применяли свои знания в новой ситуации, а также затруднялись в умении планировать этапы своей деятельности. Но систематическая работа с использованием дидактического материала способствовала тому, что к концу года произошла положительная динамика.  Показатели же информационной и социально-коммуникативной компетентностей достигли высоких результатов благодаря тому, что при использовании логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера, широко применяется работа с дидактическими альбомами и карточками-символами, а также коллективные формы работы, тем самым формируя соответствующие компетентности.

Для определения эффективности проделанной работы нами была использована педагогическая диагностика компетентностей дошкольников, разработанная авторским коллективом О.В.Дыбиной. Мы провели диагностику ключевых компетентностей дошкольников в нашей группе, где использовался дидактический материал (экспериментальная группа) и в параллельной старшей группой, где этот материал не применялся (контрольная группа). Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что сформированность ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе выше,  чем в контрольной  (Приложение 8).

Таким образом, мы делаем вывод: дидактический материал логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера способствует эффективному формированию ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.

627756 Тюменская область,
г. Ишим, ул. М.Горького, 9

 

8(34551) 7-09-04
YG5ishim@yandex.ru