Открытие городской экспериментальной площадки

     24  февраля 2012 года на базе  МАДОУ ЦРР д/с № 5 «Ёлочка» города Ишима  была открыта экспериментальная площадка «Формирование   управленческой  компетентности педагогов в условиях ДОУ» 

 

 

 

На открытии экспериментальной площадки присутствовали:

 Члены экспертного совета:

·       Удод Е.Ю., ведущий специалист по общему образованию МКУ "ИГМЦ";

·       Попова Е.И., к.п.н., доцент ИГПИ;

Научный руководитель ГЭП:

·       Коробейникова И.А. к.п.н., доцент ИГПИ;

Участники:

·       Марьясова Л.М., директор;

·       Кондрашина А.Ф., заместитель директора;

·       Сунцова С.С., старший воспитатель;

·       Педагоги детского сада;

Гости:

  • 16 педагогов из дошкольных учреждений города.

Программа открытия:

  1. Вступительное слово директора МАДОУ ЦРР д/с №5 Л.М.Марьясовой.
  2. Выступление заместителя директора А.Ф.Кондрашиной  с информационной справкой об особенностях педагогического процесса и кадровом составе.
  3. Представление и защита концепции «Формирование управленческой компетентности педагогов в условиях ДОУ». Научный руководитель ГЭП И.А.Коробейникова.
  4.  Заключителное слово Удод Е.Ю., ведущего специалиста по общему образованию МКУ "ИГМЦ, члена экспертного совета.

 

Содержание проблемного поля   

  •    В условиях изменения системы образования и перехода к демократической системе управления   возникает проблема поиска средств  эффективного управления образовательными учреждениями, образовательным процессом, образованием учащегося, воспитанника.
  •    Одной из возможностей стимулирования демократических тенденций в управлении образовательным учреждением   является привлечение самих педагогов к участию в управлении;
  •    Вариативность программ и педагогических технологий, потребность в совершенствовании образования, его постоянной модернизации существенно меняет профессиональную роль педагога.
  •   Успешность управленческой деятельности руководителя, педагога значительно возрастает при условии завоевания доверия со стороны управляемого субъекта, что позволяет вырабатывать управленческие решения на паритетном взаимодействии управляемой и управляющей сторон.

    В этих условиях остро ощущается потребность в формировании у педагога управленческой компетентности.

 

Актуальность исследования     обусловлена:

  • потребностью современной системы образования   в педагогах, владеющих управленческой компетентностью, а с другой стороны, недостаточной разработанностью проблемы  формирования управленческой компетентности  педагогов;
  •   расхождениями во взглядах, подходах и позициях различных исследователей к определению такого феномена как управленческая компетентность, условий и способов, способствующих формированию управленческой компетентности  педагогов;
  •   реальной практикой формирования управленческой компетентности  педагогов в образовательном учреждении, имеющей стихийный, самодеятельный характер, и научно-теоретическим обоснованием этапов её формирования, что пока не позволяет вывести формирование управленческой компетентности  педагогов  на технологический уровень.
Объект исследования:
   процесс формирования управленческой компетентности педагогов в условиях ДОУ
Предмет исследования:
Проблема:
   педагогические способы, условия и этапы формирования управленческой компетентности педагогов в условиях ДОУ
 
Цель нашего исследования:
выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий,    способы  и этапы  формирования управленческой компетентности   педагога.

задачи исследования:

  • 1. Уточнить понятие «управленческая компетентность», и научно осмыслить основные подходы к  определению данного понятия.
  • 2. Определить сущность и содержание   формирования  управленческой компетентности педагогов.
  •  3. Разработать и реализовать в ДОУ модель формирования   управленческой компетентности педагогов  представленную как поэтапное  формирование готовности педагога к диалогу позиций субъектов образовательного процесса, и реализуемую в соответствии с тремя сферами готовности: познания, деятельности и переживания.
  •  4. Выявить и экспериментально проверить способы, этапы и педагогические условия  формирования   управленческой компетентности педагога ДОУ. 

Формирование управленческой компетентности педагогов будет осуществляться более эффективно, если:

  • управленческая компетентность будет рассматривается как готовность к диалогу позиций субъектов образовательного процесса; 
  • формирование управленческой компетентности педагогов   реализуется на основании разработанной модели  в соответствии с тремя сферами готовности:  познания, деятельности, переживания;
  • выявлены и реализованы способы (рефлексия первоначального опыта,    погружение в моделируемую, затем в профессиональную среду), педагогические условия и этапы формирования управленческой компетентности    (рефлексивный, ценностный, проективный).  

Этапы реализации проекта формирования управленческой компетентности педагогов в условиях ДОУ:

1‑й этап- подготовительный.  

Содержание деятельности:

  • утверждение темы проекта экспертным советом;
  • организация работы творческой группы по разработке модели формирования управленческой компетентности;
  • изучение, анализ и осмысление теоретико-методологических основ формирования  управленческой компетентности;
  • организация обучения педколлектива по данной проблеме.   

            Ожидаемый результат:

создание модели формирования управленческой компетентности педагогов в условиях ДОУ, определение технологических действий по её реализации

2‑й этап– экспериментально-практический  

Содержание деятельности:

  • Мониторинг уровня сформированности управленческой компетентности педагогов ДОУ
  • Пилотажный проект по апробации и корректировке разработанной модели формирования управленческой компетентности педагогов ДОУ в экспериментальных группах

Ожидаемый результат:

     методические материалы по теме проекта (критерии, показатели и уровни управленческой компетентности педагогов ДОУ, диагностический инструментарий по их выявлению и др.)

3‑й этап– рефлексивно-обобщающий
 
Содержание деятельности:
-специальная подготовка педагогов к работе в экспериментальном режиме;
-подготовка и проведение заседания методического объединения по теме эксперимента
  
Ожидаемый результат:
    публикация методических материалов по теме проекта (критерии, показатели и уровни управленческой компетентности педагогов ДОУ, диагностический инструментарий по их выявлению и др.)
 

Результаты основных участников проекта

Педагоги и родители:

 Педагог - субъект ответственного целеполагания, активно ищущий и конструирующий средства реализации ценностей управления и его субъектов, то есть:

    -  способен преобразовывать для целей управленческой деятельности наличные условия и создавать отсутствующие, что позволяет искать и находить выход из проблемных ситуаций, преодолевать их на основе субъектного управленческого опыта.

    - знания осознанны, переведены во внутренний резерв, то есть становятся ценностью для педагога, что даёт возможность их осознанного применения в реальной практике и в процессе решения управленческих проблем; выбора средств осуществления  управленческой деятельности; умений координировать свои усилия с усилиями субъектов управления в зависимости от ситуации.

    - проявляется потребность проявлять свою позицию и принимать позицию Другого.

    - процесс управления выстраивается как взаимодействие субъектов образовательного процесса, где основой является принятие ценностей человека на основе субъект- субъектных отношений.

дети:

        формирование технологической компетентности:

  • Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;
  • Умение планировать этапы своей деятельности;
  • Умение понимать и выполнять алгоритм действий;
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
  • Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функций по воссозданию, аналогии и т.д.);
  • Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;
  • Умение принимать решение и применять знания в тех или иных ситуациях;
  • Умение организовать рабочее место;
  • Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

 

 

 

 

 

627756 Тюменская область,
г. Ишим, ул. М.Горького, 9

 

8(34551) 7-09-04
YG5ishim@yandex.ru