24 февраля 2012 года на базе МАДОУ ЦРР д/с № 5 «Ёлочка» города Ишима была открыта экспериментальная площадка «Формирование управленческой компетентности педагогов в условиях ДОУ»
На открытии экспериментальной площадки присутствовали:
Члены экспертного совета:
· Удод Е.Ю., ведущий специалист по общему образованию МКУ "ИГМЦ";
· Попова Е.И., к.п.н., доцент ИГПИ;
Научный руководитель ГЭП:
· Коробейникова И.А. к.п.н., доцент ИГПИ;
Участники:
· Марьясова Л.М., директор;
· Кондрашина А.Ф., заместитель директора;
· Сунцова С.С., старший воспитатель;
· Педагоги детского сада;
Гости:
- 16 педагогов из дошкольных учреждений города.
Программа открытия:
- Вступительное слово директора МАДОУ ЦРР д/с №5 Л.М.Марьясовой.
- Выступление заместителя директора А.Ф.Кондрашиной с информационной справкой об особенностях педагогического процесса и кадровом составе.
- Представление и защита концепции «Формирование управленческой компетентности педагогов в условиях ДОУ». Научный руководитель ГЭП И.А.Коробейникова.
- Заключителное слово Удод Е.Ю., ведущего специалиста по общему образованию МКУ "ИГМЦ, члена экспертного совета.
Содержание проблемного поля
- В условиях изменения системы образования и перехода к демократической системе управления возникает проблема поиска средств эффективного управления образовательными учреждениями, образовательным процессом, образованием учащегося, воспитанника.
- Одной из возможностей стимулирования демократических тенденций в управлении образовательным учреждением является привлечение самих педагогов к участию в управлении;
- Вариативность программ и педагогических технологий, потребность в совершенствовании образования, его постоянной модернизации существенно меняет профессиональную роль педагога.
- Успешность управленческой деятельности руководителя, педагога значительно возрастает при условии завоевания доверия со стороны управляемого субъекта, что позволяет вырабатывать управленческие решения на паритетном взаимодействии управляемой и управляющей сторон.
В этих условиях остро ощущается потребность в формировании у педагога управленческой компетентности.
Актуальность исследования обусловлена:
- потребностью современной системы образования в педагогах, владеющих управленческой компетентностью, а с другой стороны, недостаточной разработанностью проблемы формирования управленческой компетентности педагогов;
- расхождениями во взглядах, подходах и позициях различных исследователей к определению такого феномена как управленческая компетентность, условий и способов, способствующих формированию управленческой компетентности педагогов;
- реальной практикой формирования управленческой компетентности педагогов в образовательном учреждении, имеющей стихийный, самодеятельный характер, и научно-теоретическим обоснованием этапов её формирования, что пока не позволяет вывести формирование управленческой компетентности педагогов на технологический уровень.
задачи исследования:
- 1. Уточнить понятие «управленческая компетентность», и научно осмыслить основные подходы к определению данного понятия.
- 2. Определить сущность и содержание формирования управленческой компетентности педагогов.
- 3. Разработать и реализовать в ДОУ модель формирования управленческой компетентности педагогов, представленную как поэтапное формирование готовности педагога к диалогу позиций субъектов образовательного процесса, и реализуемую в соответствии с тремя сферами готовности: познания, деятельности и переживания.
- 4. Выявить и экспериментально проверить способы, этапы и педагогические условия формирования управленческой компетентности педагога ДОУ.
Формирование управленческой компетентности педагогов будет осуществляться более эффективно, если:
- управленческая компетентность будет рассматривается как готовность к диалогу позиций субъектов образовательного процесса;
- формирование управленческой компетентности педагогов реализуется на основании разработанной модели в соответствии с тремя сферами готовности: познания, деятельности, переживания;
- выявлены и реализованы способы (рефлексия первоначального опыта, погружение в моделируемую, затем в профессиональную среду), педагогические условия и этапы формирования управленческой компетентности (рефлексивный, ценностный, проективный).
Этапы реализации проекта формирования управленческой компетентности педагогов в условиях ДОУ:
1‑й этап- подготовительный.
Содержание деятельности:
- утверждение темы проекта экспертным советом;
- организация работы творческой группы по разработке модели формирования управленческой компетентности;
- изучение, анализ и осмысление теоретико-методологических основ формирования управленческой компетентности;
- организация обучения педколлектива по данной проблеме.
Ожидаемый результат:
создание модели формирования управленческой компетентности педагогов в условиях ДОУ, определение технологических действий по её реализации
2‑й этап– экспериментально-практический
Содержание деятельности:
- Мониторинг уровня сформированности управленческой компетентности педагогов ДОУ
- Пилотажный проект по апробации и корректировке разработанной модели формирования управленческой компетентности педагогов ДОУ в экспериментальных группах
Ожидаемый результат:
методические материалы по теме проекта (критерии, показатели и уровни управленческой компетентности педагогов ДОУ, диагностический инструментарий по их выявлению и др.)
Результаты основных участников проекта
Педагоги и родители:
Педагог - субъект ответственного целеполагания, активно ищущий и конструирующий средства реализации ценностей управления и его субъектов, то есть:
- способен преобразовывать для целей управленческой деятельности наличные условия и создавать отсутствующие, что позволяет искать и находить выход из проблемных ситуаций, преодолевать их на основе субъектного управленческого опыта.
- знания осознанны, переведены во внутренний резерв, то есть становятся ценностью для педагога, что даёт возможность их осознанного применения в реальной практике и в процессе решения управленческих проблем; выбора средств осуществления управленческой деятельности; умений координировать свои усилия с усилиями субъектов управления в зависимости от ситуации.
- проявляется потребность проявлять свою позицию и принимать позицию Другого.
- процесс управления выстраивается как взаимодействие субъектов образовательного процесса, где основой является принятие ценностей человека на основе субъект- субъектных отношений.
дети:
формирование технологической компетентности:
- Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;
- Умение планировать этапы своей деятельности;
- Умение понимать и выполнять алгоритм действий;
- Умение устанавливать причинно-следственные связи;
- Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
- Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функций по воссозданию, аналогии и т.д.);
- Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;
- Умение принимать решение и применять знания в тех или иных ситуациях;
- Умение организовать рабочее место;
- Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.