В первый день весны, Марина Андреевна представила на суд жюри свою педагогическую концепцию на тему "Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в современной сюжетно-ролевой игре".
Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни. Поэтому одна из важных задач взрослых, работающих с дошкольниками «Ввести ребёнка в мир человеческих отношений…»
Работая с дошкольниками, мы столкнулись с большими трудностями формирования социально-коммуникативной компетентности наших воспитанников, приобщения их к социальному миру. Данный факт, на сегодняшний день, остаётся одной из ведущих проблем и в современном дошкольном образовании он находит отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на адаптацию личности к жизни в обществе, ставит задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. По словам А.В. Запорожца, обучение дошкольников должно проходить в рамках «детских видов деятельности». Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и будет одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников.
Анализ психолого-педагогической научной литературы, авторами которой являются О.В. Евдокишина, О.В.Дыбина Т.В. Ермолова, С.А. Лебедева, Ю.А. Лебедева, С.В.Никитина, О.В.Солодянкина позволил нам сформулировать данное понятие. Социально-коммуникативная компетентность – это готовность дошкольника получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
По мнению О.А.Скоролуповой, Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой и других, формирование социально-коммуникативной компетентности происходит в условиях, наиболее подходящих природе дошкольников, а именно в сюжетно-ролевой игре. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей, ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремится принимать участие в коллективных делах, вести диалог, отстаивая своё мнение.
Сюжетно-ролевая игра, моделирующая жизнь взрослых, способствует формированию социально-коммуникативной компетентности.
Опираясь на труды О.В.Солнцевой, О.А.Скоролуповой, Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко и других авторов, мы разработали технологию сопровождения сюжетно-ролевой игры:
I-й этап. Подготовка педагога к игре.
II-й этап. Обогащение знаний и представлений детей о предметном мире, социальных взаимоотношениях.
III-й – этап создание развивающей предметно-игровой среды.
IV-й этап нашей технологии - обогащение игрового опыта детей.
V-й этап – активизирующее общение со взрослым.
VI-й этап, – самостоятельная игровая деятельность детей.
Создав нашу технологию, мы установили взаимосвязь между этапами технологии и умениями социально-коммуникативной компетентности.
Большое значение в реализации нашей технологии мы придаём взаимодействию с родителями. В течение года нами использовались различные формы работы с родителями: семинары-практикумы, просмотры открытых мероприятий с детьми, знакомство с опытом работы семей по организации сюжетно-ролевой игры. И как результат – сегодня большинство родителей, наши единомышленники, они с удовольствием принимают участие во всех начинаниях группы, вкладывая свою лепту в формирование социально-коммуникативной компетентности детей, понимая, что только умеющий играть, на определённом возрастном этапе, ребенок, сможет в будущем легко социализироваться в обществе.
Таким образом, мы можем предположить – технология сопровождения сюжетно-ролевой игры, способствует формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников.