Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка

Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка

         Наследственный потенциал не является показателем будущей творческой продуктивности. Степень превращения творческих импульсов ребёнка в творческий продукт зависит от влияния родителей и других взрослых в детском саду и дома.

         Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка уже в дошкольном возрасте. Учёными замечено, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчиков. Исследователи считают, что когда отцы проявляют больше «женских» свойств, а матери – больше «мужского», то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Но родители, стремящиеся развить в ребёнке творческие способности, должны дать место творчеству и в собственной жизни.

         Восприятие новых идей и радость собственных достижений даёт ребёнку прямой и убедительный пример. Родителям стоит учитывать результаты медицинских и психологических исследований, позволяющих выявить в ребёнке наибольшую развитость левого полушария мозга, отвечающую за рационально-логические процессы, и правого, отвечающего за интуицию. Учёные доказывают, что необходимо понимать творчество комплексно, то есть понимать, что процесс творчества зависит от знаний и навыков, которыми «руководит» левое полушарие  мозга.

         На основании изучения опыта семей, где имеются одарённые дети, психолог Дэвид Льюис составил список утверждений, которые показывают удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития детей.

         Родителям обычных детей, желающих видеть своего ребёнка личностью, желающим воспитать в ребёнке любовь к творчеству, к созданию новых идей и решений, нужно ознакомиться с этим списком и выбрать для себя основные, отражающие собственное отношение к процессу творчества ребёнка рекомендации (приложение 4). Каждому родителю, присутствующему на собрании, выдаётся текст данных утверждений (время на их изучение – 5-6 минут).

         Дэвид Льюис считает, что родителям полезно познакомиться с этими утверждениями и предполагает, что если родители согласны с 20% из предложенных утверждений, то над остальными  стоит ещё подумать, Но если родителей устраивают полностью или хотя бы на 90% эти утверждения, то им следует несколько  охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе так и ребёнку.

         Последние десятилетия принесли ряд существенных изменений как в жизнь людей в целом, так и развитие детей в частности.

         Увеличился поток информации, появилась необходимость постоянно обновлять знания, жизненный опыт. Опыт же старших поколений перестаёт быть определяющим фактором в социализации формирующейся личности. Успешность адаптации личности  к постоянно изменяющейся окружающей среде будет зависеть от того, как личность может адекватно оценивать свои возможности, и как может самоизменяться в соответствии с возникающими обстоятельствами.

         Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка вырабатывался внутренний стимул к движению вперёд. С этой целью замечательно справляются учреждения дополнительного образования, способствующие развитию у дошкольников и школьников заинтересованности в познании себя, выявлению природных задатков и способностей. Усилия педагогов поддерживаются собственными умениями ребёнка.

Утверждения Дэвида Льюиса, которые показывают удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития детей

  1. Я отвечаю на все вопросы ребёнка насколько возможно терпеливо и честно.
  2. Серьёзные вопросы и высказывания ребёнка я воспринимаю всерьёз.
  3. Я поставил стенд, на котором ребёнок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребёнка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена.
  5. Я предоставил ребёнку комнату ли часть комнаты для его занятий.
  6. Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  7. Я поручаю ребёнку посильные заботы.
  8. Я помогаю ребёнку строить его собственные планы и принимать решения.
  9. Я беру ребёнка в поездки по интересным местам.
10. Я помогаю ребёнку улучшить результат его работы.
11. Я помогаю ребёнку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоёв.
12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребёнок ему следовал.
13. Я никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей.
14. Я никогда не наказываю ребёнка унижением.
15. Я снабжаю ребёнка книгами и материалом для его любимых занятий.
16. Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.
 17. Я регулярно читаю ребёнку.
18. Я приучаю ребёнка к чтению с малых лет.
19. Я побуждаю ребёнка придумывать истории, фантазировать.
20. я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребёнка.
21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребёнком наедине.
22. Я позволяю ребёнку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
23. Я никогда не дразню ребёнка за ошибки.
24. Я хвалю ребёнка за выученные стихи, рассказы и песни.
25. Я учу ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
26. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребёнку больше узнать.
27. Я позволяю ребёнку играть со всяким хламом.
28. Я побуждаю ребёнка находить проблемы и затем решать их.
29. В занятиях ребёнка я нахожу что-то достойное похвалы.
30. Я не хвалю его беспрестанно и неискренне.
31. Я честен в оценке своих чувств к ребёнку.
32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребёнком.
33. Я даю ребёнку возможность действительно принимать решения.
34. Я помогаю ребёнку быть личностью.
35. Я помогаю ребёнку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
36. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребёнка, говоря: «Я этого  тоже не умею».
37. Я поощряю в ребёнке максимальную независимость от взрослых.
38. Я верю, в здравый смысл ребёнка и доверяю ему.
39. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребёнок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном итоге.

 

 

627756 Тюменская область,
г. Ишим, ул. М.Горького, 9

 

8(34551) 7-09-04
YG5ishim@yandex.ru