Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка
Наследственный потенциал не является показателем будущей творческой продуктивности. Степень превращения творческих импульсов ребёнка в творческий продукт зависит от влияния родителей и других взрослых в детском саду и дома.
Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка уже в дошкольном возрасте. Учёными замечено, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчиков. Исследователи считают, что когда отцы проявляют больше «женских» свойств, а матери – больше «мужского», то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Но родители, стремящиеся развить в ребёнке творческие способности, должны дать место творчеству и в собственной жизни.
Восприятие новых идей и радость собственных достижений даёт ребёнку прямой и убедительный пример. Родителям стоит учитывать результаты медицинских и психологических исследований, позволяющих выявить в ребёнке наибольшую развитость левого полушария мозга, отвечающую за рационально-логические процессы, и правого, отвечающего за интуицию. Учёные доказывают, что необходимо понимать творчество комплексно, то есть понимать, что процесс творчества зависит от знаний и навыков, которыми «руководит» левое полушарие мозга.
На основании изучения опыта семей, где имеются одарённые дети, психолог Дэвид Льюис составил список утверждений, которые показывают удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития детей.
Родителям обычных детей, желающих видеть своего ребёнка личностью, желающим воспитать в ребёнке любовь к творчеству, к созданию новых идей и решений, нужно ознакомиться с этим списком и выбрать для себя основные, отражающие собственное отношение к процессу творчества ребёнка рекомендации (приложение 4). Каждому родителю, присутствующему на собрании, выдаётся текст данных утверждений (время на их изучение – 5-6 минут).
Дэвид Льюис считает, что родителям полезно познакомиться с этими утверждениями и предполагает, что если родители согласны с 20% из предложенных утверждений, то над остальными стоит ещё подумать, Но если родителей устраивают полностью или хотя бы на 90% эти утверждения, то им следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе так и ребёнку.
Последние десятилетия принесли ряд существенных изменений как в жизнь людей в целом, так и развитие детей в частности.
Увеличился поток информации, появилась необходимость постоянно обновлять знания, жизненный опыт. Опыт же старших поколений перестаёт быть определяющим фактором в социализации формирующейся личности. Успешность адаптации личности к постоянно изменяющейся окружающей среде будет зависеть от того, как личность может адекватно оценивать свои возможности, и как может самоизменяться в соответствии с возникающими обстоятельствами.
Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка вырабатывался внутренний стимул к движению вперёд. С этой целью замечательно справляются учреждения дополнительного образования, способствующие развитию у дошкольников и школьников заинтересованности в познании себя, выявлению природных задатков и способностей. Усилия педагогов поддерживаются собственными умениями ребёнка.
Утверждения Дэвида Льюиса, которые показывают удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития детей
- Я отвечаю на все вопросы ребёнка насколько возможно терпеливо и честно.
- Серьёзные вопросы и высказывания ребёнка я воспринимаю всерьёз.
- Я поставил стенд, на котором ребёнок может демонстрировать свои работы.
- Я не ругаю ребёнка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена.
- Я предоставил ребёнку комнату ли часть комнаты для его занятий.
- Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
- Я поручаю ребёнку посильные заботы.
-
Я помогаю ребёнку строить его собственные планы и принимать решения.
-
Я беру ребёнка в поездки по интересным местам.